Гружусь
Фасадный декор в Калининграде
Заборы (ограждения) АкмаТЕХ в Калининграде

Фасадный декор - материалы

Краткий экскурс в историю
В любые времена человек стремился к красоте собственного жилища. Ещё в каменном веке наши предки наносили на стены пещер рисунки саблезубых тигров, мамонтов и других животных. Это были первые шаги человечества в искусстве. Через многие тысячелетия расцвели древние цивилизации, а с ними и искусство архитектуры. Поразительной красоты храмы Ассирии, Шумера и Вавилона украшались резьбой по благородному дереву, золотом и керамическими барельефами, а для облицовки стен использовался природный гипсовый камень. Что касается лепного декора, то его древнейшие следы уходят в прошлое на 9000 лет, в Анатолию и Сирию. Мы также знаем, что 5000 лет назад египтяне получали гипс путем сжигания, затем измельчали его в порошок, смешивали этот порошок с водой. Получали раствор, который использовали как прокладочный материал для блоков и памятников, например таких - как великолепные пирамиды Хеопса.

Древние египтяне использовали гипс для моделирования человеческого тела, изваяний статуй и колонн.
Греки также использовали лепнину из гипса в архитектуре, в частности, для обрамления храмов. Писателем Теопрастом (372-287 до н.э.) достаточно точно описан процесс изготовления лепнины сирийцами и финикийцами.
Римляне и греки использовали штукатурку с добавлением гипса для изготовления своих статуй.

На протяжении многих веков, был накоплен большой опыт изготовления гипсовой лепнины во многих частях мира. Так, уже в 1700 году Париж являлся "столицей штукатурки», так как многие стены и фасады деревянных домов были покрыты штукатуркой в качестве защиты от огня. Король Франции обязал архитекторов использовать лепнину в фасадах зданий после большого пожара Лондона, который буквально уничтожил этот город в XVII веке. Позже в предместьях Парижа были обнаружены большие залежи гипса, которые используются в производстве лепнины из гипса и по сей день.
В России первые опыты с лепным декором приходятся на время барокко. Для него характерны причудливые изгибы, ломаные линии, беспокойные ритмы.

Лепнина барокко смягчает прямые линии стен и заменяет их характерными полукруглыми очертаниями. Она превращается в легкий, полный движения узор.

Мастера особенно охотно изображали в эту эпоху амуров и ангелочков, задрапированные ткани, букеты, гирлянды из фруктов, огромные валюты, картуши (декоративный щит или свиток), тяжелые, вычурные карнизы. Лепной декор часто превращался в своеобразную раму для большого потолочного плафона или настенного панно.
Насыщенность такими украшениями сочеталась со сдержанным и строгим оформлением остальных поверхностей.
Примеры такого декора можно найти во дворце Монплезир в Петергофе. Во второй половине XVIII века сказочная пышность барокко сменилась строгостью и лаконичностью классицизма.

Этот стиль четко выделил все вертикали и горизонтали интерьера, которые подчеркивались лепным декором. Украшения сосредотачивались в определенных местах и не покрывали полностью стены и потолки. Гладкие поверхности противопоставлялись рельефу лепнины. Орнамент классицизма симметричен и лаконичен. На смену беспокойным, ломаным линиям и необычным формам барокко приходят прямые линии, правильные геометрические фигуры. Строгий классицизм создавал впечатление статичности, простоты и ясности.

В это время вся Европа увлекается античным искусством. Однако, стиль древних греков и римлян не копировался полностью, а творчески применялся в классицизме. В лепном декоре часто цитировались античные формы: изображались листья аканта, розетки (круглые стилизованные цветки) и сюжеты. В начале XIX века в Россию приходит новый стиль - ампир.
Патриотический подъем того времени усилил внимание к военной теме. Горящие факелы, лавровые венки, военные атрибуты стали часто изображаться в декоре.

Ампирный интерьер подчеркивал ощущение мощи, акцентировалось внимание на нерасчленённом монолите стены. Лепной декор усиливал это впечатление.

Теперь рельефные композиции располагались в простых по форме нишах, которые предельно насыщались декором, скрывающим даже стену.

После некоторого периода «бесстилья» в конце XIX - начале XX веков в права вступает модерн. Лепной декор вновь обращается к кривым, текучим линиям, которые становятся простыми и лаконичными. Интерьеры модерна подчеркивали плавное соединение стен и потолков. Многие стилевые направления XX века экспериментировали с лепниной. Они отличалась строгостью и геометрией.

Сегодня в моде лепнина всех стилей: и барокко, и классицизма, и модерна и прочие. Эстетические пристрастия людей не изменились, упростилась лишь технология изготовления лепного декора.

Лепной декор помогает дизайнеру подчеркнуть архитектонику интерьера, установить гармонию восприятия всего жилого пространства. Используя накладной рельефный багет, дизайнер может разделить однообразно гладкие плоскости стен на отдельные участки, устанавливая между ними такие пропорции, сочетание которых приводит к классической ясности объёмов оформляемого помещения. Применение одновременно с лепниной колонн различных стилей и пропорций, постаментов, консолей, ниш и куполов дает декоратору современных интерьеров прекрасную возможность напомнить великолепную историю классицизма, вновь оживить в архитектурном пространстве возвышенный покой ампирных особняков и поэзию русских усадеб.
Известны орнаменты из стилизованных морских волн, раковин, рыб, дельфинов, бордюрные рельефы, фризы в виде гирлянд, рогов изобилия, медальонов из шишек, бутонов. Импульс, заданный декоративному орнаменту античностью, пронизал всю историю архитектурных рельефных украшений во всех дальнейших вариантах - классицизм, ренессанс, барокко, рококо, ампир - всегда даря интерьеру и экстерьеру уравновешенность, нарядность, гармонию.

В наше время список материалов, применяемых при изготовлении лепнины, заметно расширился. В данной статье разберем основные виды фасадного декора.

Гипсовый лепной декор
Фасадная лепнина из гипса – это материал, являющийся прообразом лепнины из всех современных материалов. Производится такой отделочный материал путём смешивания гипсового порошка с водой до сметанообразной консистенции. Далее, смесь выливается в форму, материалу дают застыть. Застывший гипс вынимается, после чего происходит шлифовка мелких деталей. Несмотря на то, что такая технология стара по сравнению с остальными, она до сих пор достаточная распространена.
Популярность обусловлена в первую очередь лёгкостью обработки, порождающей возможность воплощения любых творческих фантазий. Крепится гипсовая отделка при помощи саморезов и клея.
Главными преимуществами гипсовой лепнины являются:
- возможность исполнения любых идей дизайнера и архитектора;
- натуральный и экологически чистый продукт;
- детали можно изготавливать как на заводе, так и на стройплощадке, как автоматически, так и вручную;
- незначительные повреждения поверхности можно реставрировать штукатуркой.
Среди недостатков гипсовой отделки можно выделить:
- хрупкость;
- высокая масса, приводящая к необходимости использования строительной техники;
- чувствительность к воздействию влаги, приводящая к необходимости нанесения специального защитного покрытия.

Декор из бетона/искусственного камня
Лепнина из бетона – это, буквально, эталон прочности. Малые элементы делаются без армирования, в громоздких же деталях оно обязательно. Для приготовления бетона используется цемент, песок, щебень и вода.
К преимуществам бетонной отделки можно отнести:
- натуральность;
- прочность;
- долговечность;
- отсутствие ограничений в плане обрабатываемости.
Минусами бетонных элементов являются:
- высокая масса;
- возможные сложности при монтаже;
- высокая цена.
Даже малые детали приходится устанавливать как минимум вдвоём, в то время как для работы с большими элементами понадобится тяжёлая строительная техника.
Разновидностями материала для декора из бетона являются полимербетон и стеклофибробетон. Главным отличием от бетона является вес. Они легче бетона, но все равно требуют использования специальной техники при монтаже изделий.

Лепнина из Пенополистирола (полистирола)
Фасадный декор из полистирола – эталон соотношения цена-качество. Сырьем для производства таких декоративных элементов является пенополистирол, имеющий плотность от 25 до 35 килограмм на кубометр.

Необходимая форма деталям фасадного декора придаётся способом контурной термической резки на специальном оборудовании с программным управлением. Декоративные элементы должны быть в обязательном порядке защищены специальным покрытием толщиной от 2,5 мм.
К преимуществам можно отнести следующие качества:
- лёгкость в монтажных работах;
- доступная цена;
- экономия на технике и рабочих;
Основными недостатками обычно выделяют:
- неустойчивость к механическим воздействиям;
- трещины на декоре при некачественных материале и монтаже;
- невозможность исполнения высокохудожественных сложных форм.

Декор из Полиуретана
Фасадная лепнина из полиуретана обладает почти всеми достоинствами декора из полистирола. Возможно исполнение сложных форм, так как в отличии от пенополистирола, полиуретан не вырезается на станке. Материал получается в ходе химической реакции при смешивании двух компонентов. Затем заливается в заранее подготовленную форму и – всё, фасадный декор из полиуретана готов!
К преимуществам можно отнести следующие качества:
- лёгкий вес;
- доступная цена;
- исполнение сложных форм.
Основными недостатками обычно выделяют:
- неустойчивость к механическим воздействиям;
- непредсказуемое поведение смонтированного материала при влажном климате и перепадах температур.

Смотрите также:

Top